Прочитайте текст и выполните задания № А27-А32, В1-В8, С1.
Часть 1
(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждала появления Савельича.(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. Ф.Искандер (237 слов)
А27. Какая проблема не затронута в этом тексте? 1) Какую роль играет книга в жизни человека? 2) Какие качества наиболее ценны в человеке? 3) Как отличить талантливую книгу от посредственной? 4) Как Пушкин относится к Пугачеву?
А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев? 2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу. 3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича. 4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.
А29. Определите стиль и тип речи текста. 1) научный стиль, описание 2) публицистический стиль, рассуждение-размышление 3) художественный стиль, описание 4) научный стиль, рассуждение-размышление
А30. В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)? 1) 9 2) 10 3) 13 4) 18
А31. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения? 1) 2 2) 7 3) 16 4) 18
А32. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте? 1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение 2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора 3) риторический вопрос и восклицания, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор 4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте знак тире.
В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17). В2. Из предложения 14 выпишите частицу. В3. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе. В4. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ. В5. Среди предложений 1 -12 найдите сложное предложение, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением. Напишите номер предложения. В6. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация (отличающаяся от общепринятой). Напишите его(их) номер(-а). В7. В первых двух абзацах текста (№ 1-6) найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его (их) номер(-а). В8.Напишите номер(-а) сложноподчиненного(-ых) предложения(-й) с последовательным подчинением придаточных.
Часть 3
Для ответа на задание этой части используйте специальный банк. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение-рецензию.С1.Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблемам, затронутым автором. Согласны ли вы с позицией Фазиля Искандера?Оцените речевое оформление текста: отметьте более яркие языковые средства, позволившие автору предать наслаждение, которое он испытывал в детстве от встречи с героями "Капитанской дочки", и выразить мысли, навеянные чтением истинно художественного произведения. В течение 10 минут ученики самостоятельно выполняют задания А27-А32, В1-В8 (на ПК тесты А1-А6 и В1-В8).
|