Ход урока.
Вступительное слово учителя. - Сегодня мы готовимся к написанию небольшой письменной работы по предложенному тексту. Наша задача содержит три компонента: формулировку проблем исходного текста, работу над комментарием к ним и изложение собственного мнения по одной из проблем. Перед вами «Рабочий лист», все повороты размышлений прошу отразить в нем. I.1. Чтение и прослушивание текста М. Пришвина с 1 по 11 предложение. По ходу чтения создадим «поле идей», т.е. графически организуем текст. Последовательность действий при построении кластера проста и логична: - установите ключевое слово текста; - вокруг «накидайте» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. (2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3) Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4) Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5) В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле. (6) И все это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (8) Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9) И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого… (10) И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. (11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.
2. Создание кластера №1 и беседа по нему. Мы пришли к выводу, что, по Пришвину, душа – это любовь. - Согласны ли вы с таким выводом? - Какое определение слову «душа» дает «Толковый словарь русского языка»? /Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера./ - Какое сопутствующее понятие можете назвать? /Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение./ - Перечитайте 11 предложение. (11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь. Запишите вывод. /Нравственность = любви: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни./ II. 1. Чтение и слушание второй части исходного текста с 12 по 20 предложение. Создайте второй кластер. (12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души! (13) Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14) Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15) Лето было жаркое, осень сухая. (16) Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. (17) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен. (18) Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19) Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20) И тогда оказалось, я напрасно стерег домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок. (М.Пришвин) 2. Беседа по кластеру №2. - Поднимите руку, кто ключевым записал слово «плащ»? - А кто другое? - Почему ошиблись? У Пришвина особый язык. Он говорит как бы без «черновика». Он делится раздумьями, ищет способ выразить то, что его волнует. - Зачем рассказ о плаще? - Что это за средство выразительности? /Аллегория (иносказание)/ - Как вы поняли аллегорию Пришвина? - Какое предложение делит текст на две части и дает толчок к размышлению? (12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души! - Перечитайте 12 и 16, а затем 19 и 20 предложения. Создайте новую схему: Кластер №2: 1. сокровища нашей души 2. копилка души метафора, но 1. копилка домашнего благополучия 2. домашний уют
Вывод: Жить надо так, чтобы копилка души не хранила недостойного. III. Выполним задание А29.
А29. Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту? 1. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица) 2. Отныне я не требую счастья, я сам свое счастье. (У.Уитмен). 3. Осмыслить и почувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека. (Достоевский) 4. Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья. (Чернышевский) 1.Честь – хорошая репутация, доброе имя; достойные уважения и гордости моральные качества. Пословица не может служить эпиграфом, т.к. честь – это внешнее проявление моральных качеств, т.е. тайники души при этом остаются закрытыми. 2. Счастье – успех, удача, состояние полного удовлетворения. Слова Уитмена не могут быть эпиграфом, т.к. успешный человек не обязательно есть нравственный, любящий и любимый. 3. Что значит выделяться в человека? Из сокровищниц души изгнать все недостойное, чтобы не получилось как с тем плащом: при первой же встрече с трудностями миф о непогрешимости был развеян. 4. Почему отвергаем четвертый эпиграф? Благосостояние и богатство – это достаток и благополучие. Нравственность и духовность не зависят от достатка. Эпиграф помогает определить основную мысль текста, выделить основную проблему. Запишите ее в «Рабочий лист». /Понять, что есть душа, какой она должна быть, можно быстро и верно, но важнее быть человеком, воспитывать в себе душу, т.е. нравственность, духовность и добродетель. Еще Прудон сказал: « Добродетель есть здоровье души»./
IV. Поиск аргументов. По условиям выполнения части С выпускник должен согласиться или не согласиться с автором исходного текста, выразить свое мнение, приведя не менее трех аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт. Перечитайте эпиграф к уроку: Нам бы про душу не забыть… В.М. Шукшин. Он имеет прямое отношение к нашей беседе. Многие писатели исследовали человеческую душу. Среди них – В.М. Шукшин, чьи книги «выстраивают целые судьбы». Больше всего его интересовала «история души» человеческой, т.е. то, насколько человеку удалось сохранить в себе человека. «Я старался рассказывать про душу», - напишет Шукшин, ведь «литература – это жизнь души человеческой». Писатель показывает героев в кризисные моменты – моменты душевных поисков. Причина же такого состояния заключается в том, что жизнь героев стала пошлой, душа – приземленной, но в какой-то момент она вдруг пробудилась. /Пошлость – остановка духа, нравственная низость/. Каков идеал, какова норма существования для В.М. Шукшина?
Класс слушает выступление заранее подготовленных учеников. В. Шушкин «Билетик на второй сеанс».
«Последнее время что-то совсем неладно было у Тимофея Худякова - опостылело всё на свете. - Чего тебе не хватает-то? В доме всего невпроворот, - изумлялся сторож на складе. Тимофею не хотелось объяснять дураку - сторожу, отчего болит душа. Да и не понимал он. Сам не понимал. В доме всё есть, детей выучил в институтах.… Было время, гордился, что жить умеет, теперь тосковал, злился. А сторож думал про себя: «Совсем тебя, дьявола, заела: хапал всю жизнь, воровал… И не попался ни разу, паразит!» - Разлад, Ермоха… Полный разлад в душе. Сам не знаю отчего. - Пройдет. Не проходило».
Болит душа у Тимофея Худякова. Он не понимает, отчего в его душе «полный разлад». Хотя сторож причину тоски объясняет: «Совесть заела». Так что жить надо честно, по совести, без «недостойного среди сокровищ души». - «Не знаю, чего со мной такое делается. Пристал, видно, так жить. Насмерть пристал. Укатали Сивку… Жалко. Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко – песня-то была хорошая». Приятное чувство достатка улетучилось. Копилка души переполнилась – и жалко Тимофею себя, проснувшаяся совесть не дает покоя. Мучается человек…
V. И завершим работу краткой записью в «Рабочем листе». Смотрите пункт VII. Вы можете опираться не только на те выводы, к которым мы пришли в ходе урока, но отстаивать и свое понимание проблемы исходного текста. (Проверить несколько версий, если позволит время).
VI. Домашнее задание: написать рассуждение (не менее 170 слов) по тексту М. Пришвина.
|