Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 2017-Октябрь-18, 4:45:50

Учебно-методический сайт *Словесник*

Категории раздела
Накануне ГИА [3]
Из опыта работы по подготовке к ГИА
В преддверии ЕГЭ [14]
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ
Статистика
Форма входа

СловесникLand

Главная » Статьи » Марафон (ЕГЭ и ГИА) » В преддверии ЕГЭ

Подготовка к написанию части С (ЕГЭ)
Ход урока.

Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы готовимся к написанию небольшой письменной работы по предложенному тексту. Наша задача содержит три компонента: формулировку проблем исходного текста, работу над комментарием к ним и изложение собственного мнения по одной из проблем. Перед вами «Рабочий лист», все повороты размышлений прошу отразить в нем.
I.1. Чтение и прослушивание текста М. Пришвина с 1 по 11 предложение.
По ходу чтения создадим «поле идей», т.е. графически организуем текст. Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
- установите ключевое слово текста;
- вокруг «накидайте» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
(2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3) Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4) Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5) В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле. (6) И все это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.
(7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.
(8) Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9) И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…
(10) И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.

2. Создание кластера №1 и беседа по нему.
Мы пришли к выводу, что, по Пришвину, душа – это любовь.
- Согласны ли вы с таким выводом?
- Какое определение слову «душа» дает «Толковый словарь русского языка»?
/Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера./
- Какое сопутствующее понятие можете назвать?
/Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение./
- Перечитайте 11 предложение.
(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.
Запишите вывод.
/Нравственность = любви: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни./
II. 1. Чтение и слушание второй части исходного текста с 12 по 20 предложение. Создайте второй кластер.
(12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
(13) Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета.
(14) Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15) Лето было жаркое, осень сухая. (16) Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.
(17) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.
(18) Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19) Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20) И тогда оказалось, я напрасно стерег домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок.
(М.Пришвин)
2. Беседа по кластеру №2.
- Поднимите руку, кто ключевым записал слово «плащ»?
- А кто другое?
- Почему ошиблись?
У Пришвина особый язык. Он говорит как бы без «черновика». Он делится раздумьями, ищет способ выразить то, что его волнует.
- Зачем рассказ о плаще?
- Что это за средство выразительности?
/Аллегория (иносказание)/
- Как вы поняли аллегорию Пришвина?
- Какое предложение делит текст на две части и дает толчок к размышлению?
(12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
- Перечитайте 12 и 16, а затем 19 и 20 предложения. Создайте новую схему:
Кластер №2: 1. сокровища нашей души
2. копилка души метафора,
но
1. копилка домашнего благополучия
2. домашний уют

Вывод: Жить надо так, чтобы копилка души не хранила недостойного.
III. Выполним задание А29.

А29. Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту? 1. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица) 2. Отныне я не требую счастья, я сам свое счастье. (У.Уитмен). 3. Осмыслить и почувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека. (Достоевский) 4. Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья. (Чернышевский)
1.Честь – хорошая репутация, доброе имя; достойные уважения и гордости моральные качества.
Пословица не может служить эпиграфом, т.к. честь – это внешнее проявление моральных качеств, т.е. тайники души при этом остаются закрытыми.
2. Счастье – успех, удача, состояние полного удовлетворения.
Слова Уитмена не могут быть эпиграфом, т.к. успешный человек не обязательно есть нравственный, любящий и любимый.
3. Что значит выделяться в человека?
Из сокровищниц души изгнать все недостойное, чтобы не получилось как с тем плащом: при первой же встрече с трудностями миф о непогрешимости был развеян.
4. Почему отвергаем четвертый эпиграф?
Благосостояние и богатство – это достаток и благополучие. Нравственность и духовность не зависят от достатка.
Эпиграф помогает определить основную мысль текста, выделить основную проблему. Запишите ее в «Рабочий лист».
/Понять, что есть душа, какой она должна быть, можно быстро и верно, но важнее быть человеком, воспитывать в себе душу, т.е. нравственность, духовность и добродетель. Еще Прудон сказал: « Добродетель есть здоровье души»./

IV. Поиск аргументов.
По условиям выполнения части С выпускник должен согласиться или не согласиться с автором исходного текста, выразить свое мнение, приведя не менее трех аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Перечитайте эпиграф к уроку: Нам бы про душу не забыть… В.М. Шукшин.
Он имеет прямое отношение к нашей беседе.
Многие писатели исследовали человеческую душу. Среди них – В.М. Шукшин, чьи книги «выстраивают целые судьбы». Больше всего его интересовала «история души» человеческой, т.е. то, насколько человеку удалось сохранить в себе человека. «Я старался рассказывать про душу», - напишет Шукшин, ведь «литература – это жизнь души человеческой». Писатель показывает героев в кризисные моменты – моменты душевных поисков. Причина же такого состояния заключается в том, что жизнь героев стала пошлой, душа – приземленной, но в какой-то момент она вдруг пробудилась.
/Пошлость – остановка духа, нравственная низость/.
Каков идеал, какова норма существования для В.М. Шукшина?

Класс слушает выступление заранее подготовленных учеников. В. Шушкин «Билетик на второй сеанс».

«Последнее время что-то совсем неладно было у Тимофея Худякова - опостылело всё на свете.
- Чего тебе не хватает-то? В доме всего невпроворот, - изумлялся сторож на складе.
Тимофею не хотелось объяснять дураку - сторожу, отчего болит душа. Да и не понимал он. Сам не понимал. В доме всё есть, детей выучил в институтах.… Было время, гордился, что жить умеет, теперь тосковал, злился. А сторож думал про себя: «Совсем тебя, дьявола, заела: хапал всю жизнь, воровал… И не попался ни разу, паразит!»
- Разлад, Ермоха… Полный разлад в душе. Сам не знаю отчего.
- Пройдет.
Не проходило».

Болит душа у Тимофея Худякова. Он не понимает, отчего в его душе «полный разлад». Хотя сторож причину тоски объясняет: «Совесть заела».
Так что жить надо честно, по совести, без «недостойного среди сокровищ души».
- «Не знаю, чего со мной такое делается. Пристал, видно, так жить. Насмерть пристал. Укатали Сивку… Жалко. Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко – песня-то была хорошая».
Приятное чувство достатка улетучилось. Копилка души переполнилась – и жалко Тимофею себя, проснувшаяся совесть не дает покоя. Мучается человек…

V. И завершим работу краткой записью в «Рабочем листе». Смотрите пункт VII.
Вы можете опираться не только на те выводы, к которым мы пришли в ходе урока, но отстаивать и свое понимание проблемы исходного текста.
(Проверить несколько версий, если позволит время).

VI. Домашнее задание:
написать рассуждение (не менее 170 слов) по тексту М. Пришвина.
Категория: В преддверии ЕГЭ | Добавил: Slovesnik (2009-Ноябрь-22) | Автор: Березина Н.Л.
Просмотров: 5552 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.6/19
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz