Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 2024-Апрель-27, 10:58:45

Учебно-методический сайт *Словесник*

Категории раздела
Творческий дневник [2]
"Вернисаж изящной словесности"
Комната психологической разгрузки [6]
Вы замечательный учитель,у вас замечательные ученики!
Статистика
Форма входа

Ежедневник

Главная » 2006 » Март » 19 » Профессиональное здоровье учителя требует внимания!
8:09:41
Профессиональное здоровье учителя требует внимания!

Большинство учителей обращаются за консультацией к психологу по проблемам обучения и развития своих учеников. Почему-то не принято открыто обсуждать с психологом проблемы эмоциональных перегрузок, психологической напряженности, стрессов, связанных непосредственно с работой в школе. Причем, если нечто подобное и упоминается в приватном разговоре, то говорится об этом как о своих личных трудностях.
После напряженных педагогических ситуаций, с которыми нам приходится часто сталкиваться, как и всем современным педагогам, мы чувствуем себя разбитыми, подавленными, у нас снижается работоспособность, мы всё чаще теряем самообладание, контроль над своими эмоциями.
А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.
"Люблю своих учеников, школа хорошая, коллектив у нас дружный. Но стала чаще болеть, одолели головные боли, скачет давление. Не хочу уходить из школы. А что делать, не знаю..." – знакомые ощущения, не так ли?
Кто-то, может быть, скажет, что это нетипичные для педагогической практики случаи, а всего лишь трудности конкретного учителя, которому просто не хватает опыта и профессионализма. Однако это не так. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного школьника. Об этом много говорят и пишут. А вот проблема развития эмоциональной устойчивости и сохранения психологического здоровья учителя освещается гораздо скромнее, хотя давно существует целый ряд апробированных программ, написанных известными психологами и педагогами, которые посвящены именно учителям. Да и потом совершенно очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личности.
Познакомимся с несколькими полезными заданиями и упражнениями, которые, может быть, помогут более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность.
Безусловно, профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне его личности.
Это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание".
Давно настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия.
Практика показывает, что учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.
Сейчас в педагогических вузах в процессе обучения будущих учителей используют целые комплексные системы подготовки к трудностям будущей профессии. А как обстоят дела в современных школах?
Мы знаем, что в очень небольшом числе( как правило, столичных) школ силами психологов и социальных педагогов для учителей проводятся практические занятия, развивающие культуру педагогического общения, обучающие навыкам конструктивного решения целого ряда проблемных педагогических ситуаций. Кроме того, психологи помогают учителям овладеть способами профилактики и преодоления эмоциональной напряженности. В основной же массе российских школ педагоги предоставлены самим себе, и в лучшем случае на каком-либо педагогическом совете на эту тему будет прочитана "содержательная и полезная лекция".
Конечно, у современного образования очень много серьезных проблем. И меньше всего хотелось бы поучать кого-либо, как надо правильно работать, но думается, что школа многое может сделать для учителя сама, если администрация реально заинтересована в здоровом педагогическом коллективе. Кроме того, сам учитель, проявив профессиональную любознательность, может овладеть и приемами релаксации, и специальными дыхательными упражнениями, и техниками снятия "мышечных зажимов". Литературы по этому вопросу очень много. Вот хотя бы очень доступно и понятно написанная книга М.В. Зюзько "Психологические консультации для учителей".
Перейдем к практической части и обратимся к проблеме, с которой чаще всего сталкиваются педагоги: "Как преодолеть трудности в педагогическом общении с учениками?", "Как реагировать на хулиганские выходки трудных учеников?"
Действительно, где бы мы с вами ни работали, сталкиваясь с "плохим поведением" своих учеников, мы спрашиваем себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, как уберечь хороших учеников от дурного влияния и предотвратить возникновение конфликтных педагогических ситуаций? Чтобы получить ответ на этот вопрос, познакомимся с алгоритмом решения конфликтной педагогической ситуации.
Первый этап называется "СТОП".
Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"
Второй этап – "ПОЧЕМУ?".
Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.
Третий этап – "ЧТО?".
Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
Четвертый этап – "КАК?".
Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?
Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ".
Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.
Шестой этап – "АНАЛИЗ".
Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной.
Приведем примеры конфликтных педагогических ситуаций с возможными вариантами их решения.
Ситуация "Контрольная".
Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, частично стерто.
Возможный вариант решения. "Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а за оставшееся время вам придется решать эту контрольную работу".
Ситуация "Опоздание".
Двое мальчиков постоянно задерживаются на перемене и опаздывают на урок.
Ваши действия:
• не обращать внимание (привыкли);
• похвалить за то, что на третий урок они опоздали на целых 2 минуты меньше, чем на второй;
• устроить несколько "торжественных встреч" (если позволяет урок) с аплодисментами одноклассников.
Ситуация "Необычное применение стула".
Учительница входит в класс. За последней партой сидит веселый мальчуган. На голове у него стул. Весь класс замер в ожидании реакции учителя.
Возможный вариант ответа учителя: "Что, уже и этим местом сидят?". Класс весело хохочет, а учитель как ни в чем не бывало начинает урок.
Ситуация "Нарушитель тишины".
Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает скрип – это Вова раскачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Когда цель – привлечение внимания, то возможные действия педагога:
• встаньте рядом с учеником;
• периодически вставляйте имя ученика в текст;
• изменяйте тембр голоса;
На самом деле существует довольно большое число эффективных педагогических стратегий, с которыми вы можете познакомиться, прочитав книги С.Кривцовой и Е.Мухаматулиной "Воспитание – наука о хороших привычках", Н.Ф. Вишняковой "Конфликт – это творчество", Е.М. Семеновой "Тренинг эмоциональной устойчивости" и др.
Каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать, уважаемые педагоги, развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку (самовнушение в состоянии релаксации), которая получила широкое распространение во многих профессиональных сферах.
Вот, например, две примерные программы самовнушения для учителей.
• • Для оптимизации настроения:
"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".
• • Для настройки на сложный урок:
"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе".
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу. Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая:
"Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель".
Ну а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе? Для этого можно использовать следующие приемы:
• • Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".
• Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.
• Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
• Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче...
• Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.
• Вспомните приятные события из собственной жизни. Вспомните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.
• Используйте свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.
• Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра".

В дальнейшем, мы продолжим рассказ о возможных способах сохранения нашего профессионального здоровья, познакомимся с антистрессовой релаксацией, и с упражнениями на физическую и психическую раскрепощенность.

Категория: Комната психологической разгрузки | Просмотров: 3185 | Добавил: Slovesnik
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Март 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz